В свое время в Москве на благо обществу прослужил не один автобус. Неудивительно, что в столичном центре можно было встретить всевозможные ЛиАЗы и ЗИСы. Но особенным оставался 18 метровый Икарус-283.00, прозванный в народе «гармошка» и «Аист» из-за своего цвета.

Обычным массовым считался Ikarus-280 длиной 16,5 метра. Его можно было встретить на просторах всего СССР.  А вот Ikarus-283 в Советском Союзе был изготовлен лимитированным количеством 380 штук, причем 373 машины предназначались именно для жителей столицы. Оставшиеся семь распределились следующим образом: 5 автобусов для Таллинна и 2 для Новороссийского цементного завода.

Ikarus-283.00

Советской Москве жилось хорошо, новые автобусы поступали без перебоев, поэтому можно было позволить подержанные отправлять в регионы. Сочи повезло со снабжением не меньше. И вот из этих двух транспортных артерий немного потрепанные автобусы растекались по стране. Венгерские Ikarus, в виде гармошек, раздавались первыми в самые отдаленные и дефицитные на технику места.

Хорошая была практика, столица обновлялась, как статус велел, и районы не бедствовали. Теперь, даже если и перепадает столичная техника, то осядет где-нибудь в гараже и загниет, так и не дождавшись своего часа.

Ikarus-283.00

Вернемся к юбиляру. Отличие Икарусов 283 от 280 помимо длины, 18 метров против 16,5 метров, заключалось в количестве сидячих мест. У большего Икаруса их было меньше! Предпочтение отдали стоячим местам. Расчет прост: 175 человек стоят, а 29 могут присесть. Всего помещалось 204 человека.

Возить такое количество людей не просто. Новоиспеченный Икарус оснастили турбодизельным агрегатом Raba D2156 HMU6T в паре с шестиступенчатой венгерской МКП Csepel S6-120U. Когда автобус ломался, то запчасти ставили от 280 модели, что существенно снижало рабочие характеристики.

Ikarus-283.00

Примечательно, что по сей день можно встретить Икарус 1990 года выпуска. С 1991 по 2000 годы этот трудяга работал в 9-ом московском автопарке. Затем его направили доживать свой век в Саратов. Прошло 19 лет, предприятие ПАТП-4 уже и не помнит своего первого имени, а автобус продолжает выходить на линию и возить пассажиров Саратова. Последний Ikarus-283 из всех эксплуатируемых в мире!

Столь долгим сроком своего существования автобус обязан квалифицированному капремонту. Кузов откапиталили, буквально вдохнув новую душу. Мотор поставили от Ikarus-280, более поздней версии. Теперь турбодизельный двигатель Raba D10 выдает 240 лошадей, буквально залетая в подъемы. 

Ikarus-283.00

Саратовский экземпляр, несомненно, самый удивительный, но есть еще два экспоната. Парочка Ikarus-283 в прямом смысле стоят в музеях транспорта Москвы и Петербурга. В августе машины отметили свой юбилей, правда очень скромно, без традиционного ежегодного парада, в силу возраста.

Источник: auto.vercity.ru