Тормозные системы автомобилей используют гидравлику для передачи тормозного действия от педали водителя к главному цилиндру и, наконец, к тормозному суппорту. Гидравлическая система позволяет передавать давление жидкости (или тормозное усилие) с одного конца тормозной системы на другой, толкая тормозные колодки к тормозному диску и замедляя машину. Звучит довольно просто, не так ли?

Фактически система гидравлического торможения транспортных средств — это тщательно сбалансированная прецизионный механизм, который требует соблюдения чистоты и регулярного обслуживания. Самое главное, что при обслуживании важно использовать правильный тип тормозной жидкости.

В целом существует две группы тормозных жидкостей: гликолевые и силиконовые жидкости.

Гликолевые тормозные жидкости

Гликолевые жидкости являются наиболее распространенными и используются в 99,9% автомобилей разных марок. Они имеют обозначение DOT и являются либо DOT 3, 4 или 5.1. Как правило, чем выше число, тем выше температура кипения тормозной жидкости. И хотя из этого правила есть исключения, некоторые высокопроизводительные/гоночные жидкости имеют высокую степень очистки, что дает им значительно более высокую температуру кипения, чем у обычной жидкости 5.1. Например, гоночная жидкость — EBC BF307 — это жидкость с температурой кипения в сухом состоянии 307 градусов Цельсия, что значительно выше, чем типичная DOT 5.1 с температурой сухого кипения всего 260 градусов С. Поэтому при попытке определить какая тормозная жидкость лучше, необходимо ознакомиться с технической спецификацией и сравнить приведенные точки кипения.

При этом в каждой тормозной жидкости указываются две точки кипения: точка сухого кипения и точка влажного кипения. В этот момент вы можете подумать, что «сухая» жидкость звучит смешно, поскольку, безусловно, все тормозные жидкости являются влажными, но я подразумеваю, что «сухая» жидкость не содержит воды.

Важно отметить, что все гликолевые жидкости гигроскопичны, что означает, что они поглощают влагу из окружающей атмосферы, как сухая губка поглощает воду. Это значит, что содержание воды в гликолевой жидкости со временем будет постепенно увеличиваться, так как она поглощает влагу из окружающего воздуха. Вот почему важно никогда не использовать тормозную жидкость из открытых емкостей. С другой стороны, жидкость DOT 5 на основе силикона является гидрофобной, и это означает, что она отталкивает влагу в окружающем воздухе.

Точка сухого кипения

«Точка сухого кипения» может рассматриваться как точка кипения тормозной жидкости, если она новая, в оптимальных условиях и с минимальным содержанием воды. Однако со временем гликолевые жидкости разлагаются, поскольку они постепенно поглощают воду из воздуха, превращаясь во «влажную» жидкость. Указанную «влажную точку кипения» можно считать сценарием худшего случая для тормозной жидкости, которая нуждается в замене.

При этом причина, по которой температура влажного кипения значительно ниже, чем температура сухого кипения, заключается в том, что вода имеет температуру кипения намного ниже (100 градусов C), чем сама тормозная жидкость, поэтому, чем выше в ней содержание воды, тем ниже общая температура кипения. Поэтому, если оставить любую гликолевую жидкость открытой в атмосфере более чем на пару дней — ее температура кипения упадет до уровня «влажного кипения».

Не допускайте попадания воды в тормозную смесь

Вода в тормозной жидкости или низкая температура кипения нежелательны, потому что, когда тормоза во время использования нагреваются, часть тепла передается в суппорт тормоза и, следовательно, в гидравлическую жидкость. Во время резкого торможения температура может стать настолько высокой, что тормозная жидкость закипит, что приведет к образованию пузырьков газа в гидравлике. Это очень плохо, поскольку пузырьки газа увеличивают общую сжимаемость тормозной жидкости, приводя к губчатой педали/рычагу, и в крайних случаях к полному отказу тормозов.

Другая причина, по которой вода в тормозной жидкости вредна, в том, что она образует коррозию на компонентах гидравлической системы, что может привести к замене деталей.

Также вы думаете, что, если крышка бачка с тормозной жидкостью плотно завинчена, возможности попадания воды в тормозную жидкость автомобиля не будет, но на самом деле пластик в небольшой степени пористый, и, следовательно, резиновые тормозные магистрали и пластиковый бачок позволят влаге просочиться. При этом тот факт, что качество гликолевых жидкостей ухудшается со временем по мере поглощения воды, является причиной того, что гидравлические тормозные системы должны периодически промываться новой тормозной жидкостью, чтобы поддерживать прежние рабочие характеристики. На обычном легковом автомобиле замена жидкости каждые 3 года считается минимальной, но здесь играют роль еще и условия, при которых машина используется. Нередки случаи, когда в машинах на гусеничном ходу жидкость меняют каждые 3-6 месяцев, а гонщики заменяют ее перед каждым стартом!

Полезные рекомендации

Если тормоза стали работать хуже, ваша первая мысль должна быть о том, когда вы в последний раз меняли тормозную жидкость. Если замена проводилась пару месяцев назад, то вы должны прокачать гидравлику совершенно новой качественной жидкостью. Поскольку новая тормозная жидкость значительно дешевле, чем покупка новых колодок, это разумная попытка решить проблему.

Примечание: чем выше температура кипения используемой жидкости, тем лучше. Хотя вам следует учесть, что, если температура корпуса самого суппорта превышает 250 градусов Цельсия, у вас появилась серьезная проблема. Даже тормозные суппорты Формулы 1 не работают при температуре выше 250 градусов Цельсия.

Виды тормозных жидкостей

ДОТ 3 — это базовая тормозная жидкость с умеренным содержанием воды, которая не распространена в современных автомобилях.

ДОТ 4. Вы можете думать о DOT 4 как о более очищенной и более высококачественной DOT 3 с более низким содержанием воды. Большинство современных транспортных средств используют DOT 4, так как этот класс жидкости является хорошим компромиссом между стоимостью и производительностью и более чем подходит для вашего обычного вождения. EBC поставляет тормозную жидкость только в бутылках с дозаправкой, которые герметично закрыты, потому что однажды открытая бутылка не может быть использована снова и должна быть утилизирована.

ДОТ 5.1 — еще одна очищенная гликолевая жидкость с более низким содержанием воды. Жидкости ДОТ 5.1 популярны в качестве обновления ДОТ 4 и подойдут для автомобилей с высокими эксплуатационными характеристиками, поскольку имеют гликолевую основу и поэтому совместимы.

Есть еще несколько вещей, которые следует отметить о гликолевых тормозных жидкостях. Во-первых, они токсичны, поэтому никогда не пейте и не глотайте их, а во-вторых, они очень едкие, поэтому при работе с гликолевыми тормозными жидкостями держите их подальше от лакокрасочного покрытия автомобиля. Силиконовые жидкости DOT 5 — совсем другая история, они не токсичны (хотя пить такую жидкость я бы не советовал в любом случае) и не едкие. По этой причине некоторые производители автомобилей и мотоциклов используют силиконовые жидкости, чтобы избежать повреждения лакокрасочных материалов и пластмасс. Тормозная жидкость DOT5 имеет температуру кипения во влажном состоянии 185C. Она не впитывает воду и не наносит вреда окрашенным поверхностям, но не может использоваться в дорожных автомобилях, поскольку не смазывает насосы ABS.

Всегда проверяйте характеристики тормозной жидкости, необходимой для вашего автомобиля в руководстве производителя.

Примечание: смешивать гликолевые и силиконовые жидкости не рекомендуется, так как это приводит к границе раздела, что означает, что передача давления не произойдет эффективно, а некоторые гидравлические уплотнения суппорта и цилиндра, которые могут быть сделаны из витона или нитрильного каучука, предназначены для одного типа жидкости, но разрушаются другой.

Источник: auto.vercity.ru